Круизный туризм

Как только теплое солнышко начинает пригревать, сразу появляются мысли об отдыхе, а где лучше всего отдыхать, конечно в Крыму. Но для абсолютного большинства граждан подобное путешествие остается мечтой.

Несмотря на то, что еще во времена Советского Союза, который располагал одним из крупнейших в мире морских круизных флотов, и насчитывал не менее 30 судов, “белых пароходов” на всех элементарно не хватало. В круиз рядовой обладатель “серпасто-молоткастого” попадал редко, даже располагая деньгами для покупки дефицитной шубы супруге, как небезызвестный С.С.Горбунков.

Казалось бы, в независимой и капиталистической Украине, обществе равных возможнос­тей, бизнес на морских круизах должен приносить его организаторам огромные деньги, а отечественным и зарубежным туристам — чувство морального и иного удовлетворения. Но… не случилось. Мы проанализировали перспективы развития морского круизного туризма в Украине.

Входящие обстоятельства

Главной особенностью отечественного рынка круизного туризма является почти полное отсутствие внутренних туристов. После неудачных попыток возродить отечественный круизный флот украинцы полностью переориентировались преимущественно на европейские круизы, активно предлагаемые мировыми круизными компаниями через отечественных тур. операторов.

Соответственно, посадка на суда проходит в иностранных портах, до которых нашим туристам приходится добираться авиатранспортом. Это с одной стороны. С другой — с каждым годом увеличивается встречный поток: иностранные туристы на иностранных же судах плывут в Украину.

Объясняется это тем, что в наиболее освоенных бассейнах Карибского и Средиземного морей круизным судам становится тесно. Например, если в 2009 г. в Средиземноморье работали 152 круизных судна общей вместимостью около 20 тыс. пассажиро-мест, то в 2012 г. к ним добавятся еще не менее 20 из 40 строящихся сейчас, включая мегалайнеры длиной 290-360 м и вместимостью 2,5-5 тыс. чел. каждый (всего 84 тыс. пассажиро-мест).

Борьба за постоянных и новых клиентов заставляет круизные компании искать новые рынки сбыта своих услуг. А Черноморский бассейн подходит для этого как никакой другой, поскольку, по сути, является частью Средиземноморского круизного рынка, да и в Крыму и Одессе жаждущим экзотики иностранцам есть что посмотреть. В результате, если в 2010 г. Ялтинский, Одесский, Севастопольский и Феодосийский морские порты вместе взятые приняли около 180 круизных кораблей, то в этом году один Ялтинский порт планирует обслужить 85 этих судов против 60 в 2011 г.

Сразу заметим: инфраструктура украинских портов не приспособлена для приема мегалайнеров. Исключение составляет разве что Одесский морской порт, который может непосредственно у причала принимать суда длиной не менее 240 м с осадкой 8,5 м. Поэтому помимо доходов, которые получают владельцы объектов туристической инфраструктуры Крыма и Жемчужины у моря за обслуживание сходящих на берег интуристов, в перспективе, если спрос на вояжи по Черному морю будет расти, солидных инвестиций можно ожидать и самим портам. Намерения такие, кстати, уже есть (см. “Прогноз” ). Тем более что иностранные круизеры не прочь увеличить клиентскую базу за счет украинских и российских туристов, которые отправлялись бы в круиз из соответствующим образом оборудованного отечественного порта.

Игроки и ходы

Об оживлении рынка круизного туризма свидетельствует и рост количества специализированных туркомпаний, предлагающих туры украинским вояжерам. Уже в этом году к таким компаниям, как “Роза Ветров”, “Экспресс Вояж”, “Укрферри тур”, “Антарес” (все — г.Киев), “Центр круизов Украины”, “Сильвер Лайнс”, “Дилижанс” (все — г.Одесса), Expert Cruise (г.Харьков), присоединились еще не менее пяти тур­операторов со своими сетями турагентских фирм.

По словам Сергея Корнеева, директора компании “Натали турс Украина” (г.Киев; с 2010 г.; около 30 чел.), в этом году компания предлагает украинцам кругосветное путешествие и апробированный на российских туристах комбинированный отдых в ОАЭ, включающий круиз по Персидскому заливу.

Намерены хорошо заработать на “руссо туристо” и круизные компании. В этом году большинство из них укомплектовали команды судов русскоязычным персоналом и совместно с туроператорами объявили о снижении стоимости круизов на 30-40% и прочих “завлекалках”. Предлагают, например, бесплатное питание и мес­то в каюте для детей до 18 лет и т.п. При этом стоимость круиза с заходом в порты Франции, Италии, Испании, Греции, Хорватии составляла в среднем EUR2 тыс. на человека, включая оплату авиаперелета, портовых сборов, оформления визы и экскурсий.

В системе онлайн-бронирования можно было найти и 7-дневный круиз по Средиземноморью стоимостью EUR299 (верится с трудом. — Ред.), в которую входили проживание, питание и развлечения. Благодаря подобным акциям круизерам и отечественным туроператорам за восемь месяцев 2011 г., по сравнению с аналогичным периодом 2010 г., удалось обслужить на 25-30% больше украинских турис­тов.

Хотя в количественном выражении это вроде бы и немного — около 5 тыс.чел. Для сравнения: за вышеуказанный период российский круизный рынок “переварил” около 30 тыс.чел., тогда как в Испании в морские круизы ежегодно отправляются 200 тыс.чел. Но круизеров привлекают темпы прироста количества туристов. Поэтому они уже сейчас пытаются приблизить свой турпродукт к Украине.

Например, в начале этого года круизная компания Royal Caribbean International (г.Майями, США; с 1968 г.; 38 лайнеров общей вместимостью более 84 тыс.чел.), которая удерживает примерно 25% мирового рынка круизных услуг, адаптировала свои программы для русскоязычных туристов и начала продавать в Украине круизы из Стамбула. По словам Сергея Прядко, генерального директора украинско-британской компании “Сэлэкт Блэк Си”, Royal Caribbean International планирует организовывать кольцевые черноморские круизы и круизы в Средиземноморье с посадкой пассажиров в отечественных портах, в частности, в Ялте.

Прогноз

Эксперты рынка полагают, что собственный круизный флот может появиться в Украине не ранее чем через 10-15 лет, и комплектоваться он будет, скорее всего, лайнерами, купленными на вторичном рынке (сейчас их цена составляет EUR50-200 млн за ед.) или зафрахтованными. Однако при этом отечественные круизные компании и туроператоры должны обеспечить загрузку судна хотя бы на 60%.

В противном случае данный бизнес будет нерентабельным. Однако достичь такого уровня загрузки, привлекая только украинских и российских туристов, будет проблематично даже через десятилетие. Поэтому большинство экспертов придерживаются мнения, что рынок будет развиваться по существующему сценарию, а его рост в ближайшие три-четыре года составит 10-15% в год, что соответствует общемировым тенденциям. Увеличение количества иностранных туристов однозначно будет способствовать развитию портовой инфраструктуры.

В январе 2011 г. Ялтинский порт вошел в Ассоциацию круизных портов Средиземноморья (MedCruise; г.Рим, Италия; с 1996 г.; 55 членов; 78 портов). А в прошлом году компания Royal Caribbean Internation подписала с Мининфраструктуры и Ялтинским морским торговым портом протокол о сотрудничестве. По неофициальным данным, речь идет об инвестировании EUR50 млн в реконструкцию морского вокзала и причалов порта, а также о строительстве нескольких гостинично-ресторанных комплексов.

Это позволит порту одновременно принимать сразу четыре круизных судна вместо одного, а в перспективе стать отправной точкой морских круизов. Правда, реализацию этих планов сдерживает отсутствие свободных земельных участков в Ялте.

“Михаил Светлов” ту-ту

После распродажи в конце 1990-х годов судов Черноморского морского пароходства, реорганизованного в акционерный судоходный концерн “Бласко”, новые владельцы некогда знаменитых советских круизных теплоходов “Асседо”, “Тарас Шевченко”, “Одесса” хотели возродить этот бизнес, но ввиду отсутствия спроса вынуждены были продать суда.

Таким образом, Украина лишилась круизных судов. В 2006 г. пустующую нишу попыталась заполнить судоходная компания “Укрферри” (г.Одесса; паромные перевозки; с 1991 г.; более 300 чел.), предложив для круизов паром “Южная Пальмира”, вмещающий 452 пассажира.

“Мы полагали, что сам факт появления в Украине единственного крупного и комфортабельного для своего класса пассажирского теплохода привлечет внимание пассажиров. А посему с энтузиазмом и известной долей ностальгии возродили мини-круизы по маршруту Одесса — Ялта — Сочи — Стамбул”, — говорит Евгений Крючкович, бывший заместитель директора компании “Укрферри-Шипменеджмент”, дочерней компании “Укрферри”, занимающейся крюингом (набором моряков на суда).

Чтобы обеспечить теплоходу максимальную загрузку, было решено совместить круизную программу с перевозкой линейных пассажиров и палубных грузов. Выяснилось, что овчинка выделки не стоит: даже при том что “Южная Пальмира” была единственным судном на линии Одесса — Стамбул, его средняя загрузка составила всего 200 человек в рейс (45%), тогда как нулевой уровень рентабельности достигается при перевозке 270 человек (60%).

По мнению г-на Крючковича, чтобы круизный бизнес был выгодным, Украине необходимы современные круизные теплоходы стандарта четыре “звезды”, вместимостью 500-700 пассажиров.

Операторы — … взаимном интересе

Сергей Прядко (45), генеральный директор украинско-британской компании “Сэлэкт Блэк Си” (г.Ялта; обслуживание круизных судов в портах Украины; с 2001 г.; 12 чел.):

— Я думаю, что на развитие рынка круизного туризма влияют несколько факторов. Безусловно, сказался экономический кризис, который ударил по покупательной способности населения. Это с одной стороны.

С другой стороны, ежегодное пополнение круизного флота новыми судами опережает спрос. Поэтому если ранее круизы считались дорогим удовольствием, то сейчас, когда круизные компании предлагают рынку турпродукт по вполне приемлемым ценам, они становятся доступными. При этом тарифная политика многих компаний направлена на то, чтобы сделать круизный отдых массовым.

Они ищут новые рынки сбыта и стараются приблизить свой турпродукт к потенциальным клиентам. В свою очередь, повышение спроса на круизы мотивирует и местных туроператоров. Поэтому некоторые круизные компании объективно заинтересованы в реконструкции украинских портов и их появлении в каталогах своих круизов в Черноморском бассейне.

Об инфраструктуре

Светлана Очкуленко, директор компании “Рамут-Севастополь-тур” (г.Севастополь; круизный туризм; с 1999 г.; 11 чел.):

— Могу сказать, что количество украинских туристов, покупающих круизы, постепенно растет. И если бы отправными точками круизов были отечественные порты, желающих было бы намного больше. Но, увы, наша инфраструктура пока к этому не готова.

Если, например, в Одессе есть гостиницы с большим количеством одинаковых номеров (таково требование круизных компаний. — Ред.), то взлетно-посадочная полоса аэропорта не позволяет принимать самолеты любого класса. В Севастополе же нет ни соответствующего аэропорта (пропускная способность военного аэродрома Бельбек, расположенного вблизи города, невысока. — Ред.), ни достаточного количества гостиниц.

Иностранные инвесторы ранее хотели строить отели в Севастополе, но, просчитав потенциальный пассажиропоток на полуостров, не стали рисковать и ушли.

Сейчас количество авиарейсов из Европы в Крым увеличилось, но, как ни странно, инвестора с мощным ресурсом, который мог бы построить здесь крупные отели с номерами одного класса и круизный терминал, нет.

Очевидно, разговоры о том, что мы открыты для инвестиций, пока остаются разговорами. Хотя круизная инфраструктура действительно требует больших вложений. На восстановление, например, крымско-кавказской линии и привлечение клиентов необходимо не менее пяти лет, но это еще не гарантирует роста турпотока. А вот яхтинг может в течение двух-трех лет резко увеличить количество туристов.

Одним из вариантов дополнительного привлечения яхтсменов может стать развитие ремонтной базы малых судов на имеющихся в Севастополе судоремонтных верфях.

Категория: Общество | Добавил: sergey_covid (07.03.2017)
Просмотров: 251 | Теги: туризм, отдых | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: